Кертиев Руслан Хабилович (выпуск 2007 г.)

 

Биографические данные


Поступил в 2002 году на физический факультет КБГУ на специальность "Медицинская физика".
С 2005 года будучи на третьем курсе устроился на работу программистом в ГУЗ Республиканская Клиническая больница.


В 2008 года перевожусь работать из РКБ в только-что открывшийся республиканской Медицинский клинико-диагностический Центр (г. Нальчик, ул.Пирогова) начальником Информационно-Аналитического отдела. Больше медицинской техники, современное оборудование. В общем там тоже было не скучно. 


Но в 2009 года по приглашению российского дистрибьютора американской компании Advanced Bionics переезжаю в Москву работать клиническим специалистом по системам кохлеарной имплантации (Слуховые имплантаты, возвращающие слух даже полностью глухим людям). 


С 2011 года являюсь клиническим специалистом представительства компании Advanced Bionics в странах СНГ, Восточной Европы, Ирана и Южной Африки. В мои задачи входит обучение специалистов основам программирования систем кохлеарной имплантации исходя из особенностей каждого конкретного пациента, сопровождать и разрешать сложные случаи.

 

Предисловие


С самого начала обучения по специальности Медицинская физика в моё время мало кто знал, чем мы можем заниматься в перспективе. Многие мои сокурсники, да и я сам в какой-то момент, представляли полумрачные сырые подвальные помещения,  гробовую тишину, прерываемую лязгом металлических деталей, и масляные, но все же белые халаты инженеров ремонтников медицинского оборудования. Представьте такую перспективу да и ещё в лучшем случае. Естественно ни о каком углублениями изучении, например, программирования, многих "сюрреалистических" направлений физики, как квантовая механика или ядерная физика, математики, а также такого далекого английского языка не было и речи.


Может поэтому, к концу второго курса я чуть было не бросил всё и не перешёл на специальность "Физика". Одумался в последний момент и считаю, что правильно сделал.


Только после окончания обучения и погружения в реальную жизнь я понял, что на самом деле перспективы медицинских физиков гораздо шире и динамичнее, чем я представлял, скажем, на втором курсе и что нет лишних дисциплин, нет менее важных заданий и уж тем более нет лишних навыков.

 

В свободное от учёбы время посвящал изучению ПК, веб программированию.
На третьем курсе по рекомендации Заура Анатольевича устроился в ГУЗ Республиканская Клиническая больница на должность программиста, где помимо прямых обязанностей обслуживания ПК охотно вызывался помогать врачам осваивать медицинские приборы, эффективнее использовать их функции. Любил проводить время в кабинете УЗИ, ЭЭГ и Сурдологии, участвуя в процессе настройки слуховых аппаратов. Последнее сыграло немаловажную роль в дальнейшем.


Анатомию и физиологию нам читали в моё время в прежнем корпусе Медицинского факультета КБГУ (у нового ЗАГСа). Я думаю все были под впечатлением от практических занятий с настоящими препаратам, инструментарием. 


Курс четвёртый: не смотря на то, что на этом курсе традиционно было много различных интересных специализированных дисциплин, год прошёл для меня под знаком "Ядерной медицины".


Всё потому, что нам читали дисциплины "Ядерная физика" и "Биофизика" (большая часть времени последней была посвящена влиянию ионизирующего излучения на живые клетки), а по вечерам можно было ходить в Лабораторию Астрофизики и Космических Лучей (АФКЛ) на дополнительные занятия. Я считаю, что "Ядерная медицина" для медицинских физиков это самый яркий кластер для полного раскрытия.


Пятый курс лично для меня в памяти остался как год докладов, долгожданных экспериментов и английского языка (не смотря на то, что изучал до этого только немецкий язык). Просто английский был везде и всюду. Публикации и конференции, интернет ресурсы по Биофизике, результаты передовых на тот момент исследований появлялись сначала на английском и только несколькими годами позднее, если повезёт, появлялись в переводе.


Что касается экспериментов и докладов (одно без другого не обходится): кульминацией года теоретических исследований стало проведение в условиях сверхнизкого радиационного фона на базе Баксанской нейтринной обсерватории серии экспериментов по детектированию гамма излучения от распада постоянно находящегося в организме человека радиоактивного изотопа калия-40 с целью подтверждения или опровержения перспективности использования данной информации как диагностический метод раннего выявления заболеваний сердечно-сосудистой системы. Работа над данной темой продолжалась и после завершения обучения в рамках аспирантуры.

 

Послесловие

 

Довольно часто меня, моих коллег, а также ваших преподавателей спрашивают и будут спрашивать есть ли толковые студенты или выпускники, которые смогли бы осилить ту или другую ответственную работу.


Практически всегда такие работодатели задумываются о поиске необходимого специалиста в последний момент, т.е. после того, как куплено сложное и дорогостоящее оборудование и практически вот-вот надо начинать с ним работать. Это я к тому, что времени на поиск и уж тем более доподготовку даже перспективных кадров не остаётся. Так чтобы в следующий раз нам не пришлось разводить руками, позволю себе дать несколько советов нынешним абитуриентам и первокурсникам.

 

Не ограничивайтесь только тем, о чем рассказывают преподаватели:  да, каждый из них знает своё дело и обладает обширным набором знание по своей дисциплине и по смежным вопросам. Они ответят на большинство ваших вопросов и уж тем более подскажут, где найти ответы на оставшиеся.


Но надо понимать, что любая системы образования в совокупности с ограниченностью времени, отведённым на лекций и практические занятия, сильно упрощают и стандартизируют набор получаемых знаний. Безусловно для многих давно состоявшихся и медленно развивающихся дисциплин такое положение дел скорее плюс чем минус. Но если мы говорим о таком относительно молодом и быстро развивающемся направлении, как медицинская физика,  то тут не все так однозначно. Вы будете удивлены узнать, что сами преподаватели таких прогрессивных дисциплин будут узнавать каждый день что-то новое. Разница только в том, что они будут узнавать это на пару недель пусть даже месяцев раньше вас самих. Сразу напрашивается совет.

 

Не поленитесь после каждой лекции спросить у преподавателя тему следующей лекции и на досуге почитать по этой теме. Если вы думаете, что таким образом предстоящая лекция перестанет быть для вас интересной, то вы глубоко ошибаетесь. Наоборот, найдя в вас не просто слушателя, а собеседника, преподаватель раскроет вам и окружающим студентам (благодаря вам) глаза на гораздо более интересные вещи, факты и явления, чем планировалось. А вы таким образом закрепите и тот материал, который ранее изучили и узнаете много нового.

 

Часто вам будут предлагать написать рефераты и курсовые работы: при этом помните, что таким образом преподаватель преследует целью не узнать что-то новое для себя по предлагаемой вам для реферата теме (он уже знает эти темы), а учит вас работать с материалом, учебниками и статьями;  учит, если хотите, отделять зёрна от плевел. Теперь представьте себе реакцию преподавателя на то, что вы, как и многие другие взявшие эту же предложенную тему, принесёте один в один похожий реферат, скаченный в интернете - и даже при этом не прочитанный. 


Представили?! А теперь представьте себя опять на месте того же преподавателя и ситуацию, когда студент подходит к вам и просит написать реферат на интересующую его тему (конечно же в рамках дисциплины) и через неделю приносит работу, например, о работе того же циклотрона, стоящего на крыльце Лаборатории Астрофизики и космических лучей, позади физического факультета, явно написанную своими руками, своими словами и своей головой с использованием разнообразного материала и снабжённого собственными зарисовками и схемами, и с внушительным списком использованной литературы в конце, часть из которых на английском языке. Честно говоря, я думаю что преподаватель с непривычки упадет в обморок или потеряет дар речи до ближайшего звонка. Но речь не об этом.

 

Те, кто считает, что в случае необходимости всегда наверстает упущенную возможность в изучении плановых и дополнительных дисциплин должны помнить, что пока они будут восполнять упущенное, они упустят ещё что-нибудь. Поверьте - во время обучения в университете у вас будет достаточно времени для освоения хоть всех дисциплин всех факультетов, если будет желание. 


Я это к тому, что выбрав пару тройку дополнительных направлений вы потратите не намного больше времени чем не выбрав, но в конце обучения или скорее всего даже задолго до окончания обучения вы с гораздо большей вероятностью уже будете знать, что вам действительно интересно и чем вы хотите заниматься.

 

Чем раньше вы поймете, что университет это не скамейка для отсиживания, а площадка для интенсивного развития с множеством возможностей, тем больше знаний, умений, навыков и качеств вы сможете приобрести. Такие специалисты будут не просто востребованы, но и незаменимы со всеми вытекающими последствиями.

 

Независимо от того, какие дополнительные направления деятельности вы для себя выберите по завершению обучения, есть три дисциплины/навыка, которые я бы посоветовал как обязательные для всех. Назовём это беспроигрышными вариантами.

 

Английский язык - потому что практически 90 % современные исследования в области биоинженерии ведутся в Европе, Америке и Японии и публикуются исключительно на английском языке и чтобы узнать о них вам придётся либо ждать десяток лет, прежде чем кто-то случайно не переведёт для вас хоть какую- либо часть материалов, либо самим уметь работать с первоисточником. Второе, согласитесь, гораздо интереснее. 

 

Владение компьютером - потому, что ни одно мало-мальски значимое исследование не возможно провести без необходимости обработки больших массивов данных, виртуального моделирования, сложных расчетов с использованием многоуровневых взаимозависимых алгоритмов и средств визуализации. За пять лет учёбы у вас будет масса возможностей познакомится с такими программами, просто не поленитесь этими возможностями воспользоваться. Помните – не бывает лишних знаний и бесполезных навыков.

 

Ораторское искусство. Медицинский физик - это специалист с уникальными знаниями, одним из потенциальных сфер деятельности которого является должность медицинского представителя или консультанта научно производственного предприятия. То есть быть связующим звеном между технически-сложным биоинженерным оборудованием  и непрофильными специалистами разного уровня "подкованности" как в медицине, так и в инженерии, которые должны с этим оборудованием в какой-то мере взаимодействовать. А это значит, что от умений общаться, доносить необходимую информацию правильным образом и быть убедительным и аргументированным будет зависеть очень многое.


Именно поэтому пользуйтесь любой возможностью выступать на публике с докладом или защищайте свои курсовые перед своими сокурсниками. Пусть с первого раза не всё пойдет так гладко, как хотелось бы (никто не делает доклад на высшем уровне с первого и даже десятого раза), но с каждым подобным мероприятием выше названные умения обязательно разовьются.

 

Напоследок скажу следующее - если вы хотите выйти из университета и идти протоптанной дорогой - специальность медицинского физика точно не для вас, идите на экономический или учитесь на стоматолога. Но если в вашей крови есть хоть капля авантюризма и щепотка бесстрашия в познании неизведанного, если вы готовы к тому что вы вряд ли сможете заранее предсказать кем, где и с чем вам предстоит работать в будущем, то вы тут явно не случайно.


В любом случае желаю вам успеха куда бы вы не направились!

 

 

Интервью Юлии Кармоковой с выпускником физического факультета 2009 года специальности "Медицинская физика" Русланом Кертиевым, Газета Юга, 15-21 мая 2017 г.